За последние годы наше законодательство об административных правонарушениях стало поистине «драконовским». Так, если согласно статье 3.5 КоАП Российской Федерации в первоначальной редакции административные штрафы для юридических лиц не могли, по общему правилу, превышать одной тысячи минимальных размеров оплаты труда (сто тысяч рублей), то теперь есть много составов, за которые Кодекс предусматривает штраф от одного миллиона до 5, 20 и даже 60 миллионов рублей (ст. 6.19, 6.20, 6.33, ч. 1 ст. 7.13, ч. 3 ст. 7.14.1, ст. 7.14.2, 11.20.1, ч. 2 ст. 14.32, ст. 14.40, 14.42, ч. 2 ст. 7.13, ст. 7.14.1, ч. 2 ст. 7.15, ст. 15.27.1, 15.39 КоАП РФ). 100 тысяч рублей в качестве минимального штрафа для юридического лица стало обыденностью для нашего законодательства об административных правонарушениях. Такие штрафы однозначно неподъемны для субъектов малого предпринимательства.
Применительно к этой проблеме радостным событием стало принятие Конституционным судом РФ Постановления от 25 февраля 2014 г. N 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Арбитражного суда Нижегородской области и жалобами обществ с ограниченной ответственностью «Барышский мясокомбинат» и «ВОЛМЕТ», открытых акционерных обществ «Завод «Реконд», «Эксплуатационно-технический узел связи» и «Электронкомплекс», закрытых акционерных обществ «ГЕОТЕХНИКА П» и «РАНГ» и бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики «Детская городская больница N 3 «Нейрон» Министерства здравоохранения Удмуртской Республики».
Заявители оспаривали конституционность положений КоАП РФ, устанавливающих минимальные размеры штрафов для юридических лиц за некоторые правонарушения (100 тыс. руб. и выше). Положения, предусматривающие такие высокие штрафы, признаны неконституционными, поскольку во взаимосвязи с общими правилами применения административных наказаний они не допускают назначать штраф ниже низшего предела. Тем самым данные нормы не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия правонарушения, степень вины нарушителя, его имущественное и финансовое положение, а также иные обстоятельства, имеющие существенное значение для индивидуализации ответственности и, соответственно, обеспечивают назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
Причем данная позиция распространяется и на другие нормы КоАП РФ, устанавливающие для юридических лиц минимальные штрафы в размере 100 тыс. руб. и более.
Как отметил Конституционный Суд РФ, для субъектов малого бизнеса и некоммерческих организаций столь высокий штраф сопровождается существенными обременениями. Последние могут оказаться для них непосильными и привести к самым серьезным последствиям, вплоть до вынужденной ликвидации. Более того, неуплата штрафа в установленные сроки может повлечь его увеличение вдвое.
На Федерального законодателя возложена обязанность внести в КоАП РФ соответствующие изменения. При этом законодатель не лишен возможности закрепить предельный размер штрафа, назначаемого юридическому лицу, ниже которого его нельзя снизить. До внесения в КоАП РФ соответствующих изменений минимальный размер штрафа для юридических лиц, составляющий 100 тыс. руб. и более, может быть снижен судом ниже низшего предела.

 

Возможностей для решения этой проблемы существует множество. Так, можно было бы снизить минимальные размеры штрафов, установить более мягкие альтернативные санкции, дифференцировать размеры штрафов для различных категорий (видов) юридических лиц, уточнить (изменить) правила наложения и исполнения административных наказаний, поставить размер штрафа в зависимость от величины активов фирмы или ее годовых оборотов.
Законодатель пошел другим путем. Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» внесены изменения в указанную статью. Закон вступил в силу с 11 января 2015.
Законом закреплено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением организации, судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела, могут назначить наказание в виде штрафа ниже низшего предела. Условие — последний составляет 100 тыс. руб. и более.
При этом если наказание назначается согласно изложенным правилам, то размер штрафа не может составлять менее половины минимальной величины предусмотренного той или иной статьей Кодекса. То есть, если Вашей фирме выписали штраф 100 тысяч рублей, то вы можете претендовать на его снижение до 50 тысяч. Надо отметить, что в экономическом плане это шаг назад по сравнению с возможностями, открывшимися для субъектов предпринимательской деятельности после принятия Постановления КС РФ от 25 февраля 2014 г. N 4-П. Так, в период прямого действия указанного Постановления штрафы удавалось снижать в лучшей пропорции, например с 200 000 рублей до 20 000 рублей, то есть в 10 раз (А17-5789/2014).
Но проблема состоит не только в том, что Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 515-ФЗ это опять ужесточение ответственности по сравнению с возможностями, предоставленными Постановлением КС РФ от 25 февраля 2014 г. N 4-П. Важнее, пожалуй, то, что Закон страдает существенными недостатками в плане юридической техники. Понятие «минимальный штраф» размывается, наполняясь самыми различными смыслами. Универсального понятия «минимальный штраф» в КоАП нет, традиционно он привязан к нижнему пределу соответствующей санкции, и, соответственно, он разный для разных составов. Но даже в этом подходе есть свое смысловое наполнение — «минимальный штраф» это нижний предел санкции, за который правоприменитель не имеет права выходить. Но тогда непонятно, что такое «минимальный штраф» через призму положений Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 515-ФЗ. Право выходить за рамки «минимального штрафа». Но оно в свою очередь ограничено половиной этого «минимального штрафа». Выстраивается хитроумная система так называемых «минимальных штрафов». Возникают вопросы о возможности снижения уже этого уменьшенного «минимального штрафа». Возникают вопросы и о нарушении равенства в правах тех, кому грозит штраф от 100 тысяч рублей и более, и тех, кому грозит штраф на меньшие суммы.
Таким образом, решение, найденное нашими законодателями, мы не можем признать удачным решением обозначенной проблемы. Полагаем, что в ближайшее время нас ждут новые процессы в Конституционном суде РФ. Но в любом случае на сегодня для тех, кому выписан штраф от 100 тысяч рублей и более, есть возможности улучшить свое положение как минимум в два раза.